Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема: Оплата дней обучения, которые приходятся на выходные». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Этот формат применяется, когда работодатель направляет сотрудника учиться в центр повышения квалификации или иное учебное заведение. За работником сохраняется рабочее место и выплачивается средняя заработная плата (ст. 187 ТК РФ).
Зарплата или стипендия: что выплачивать ученику
Ученикам в период ученичества надо выплачивать стипендию и оплачивать работу, выполняемую на практических занятиях, а в случае обучения без отрыва от работы – заработную плату.
При этом эксперты Роструда полагают, что стипендия положена не только тем, кто обучается с отрывом от производства, но и тем, кто совмещает работу и учебу.
Размер стипендии надо указать в ученическом договоре. Для его установления имеется только одно ограничение – размер стипендии не должен быть ниже установленного МРОТ. При этом не имеет значения, является ученик работником или нет.
То есть выплата стипендии не связана с работой и не зависит от нее. Если ученик одновременно с обучением выполняет какую-то работу, за это ему дополнительно надо выплачивать зарплату.
Учеба с отрывом от производства
Сотрудник посещает лекции и практические занятия и не обязан выходить на работу, даже если его трудовая смена не совпадает со временем учебы. Суммарная продолжительность работы и учебы не должна превышать нормы рабочего времени, которые определены в ст. 91 ТК РФ, коллективном и трудовом договоре.
Если для обучения сотруднику нужно уехать в другой город, следует оформить стандартную командировку и выплатить командировочные (ст. 187 ТК РФ). Также работник имеет право на средний заработок за весь период обучения.
Типы образовательных процессов
Помимо вышеперечисленных особенностей отмечаются и другие способы разграничения видов образовательного процесса. Так, обычно традиционные методы обучения персонала предполагают два основных направления развития и стимулирования кадров компании:
- Внешнее.
- Внутреннее.
Такого рода виды обучения персонала уже давно использует крупный и мелкий бизнес, чтобы решать проблемы с подготовкой и переподготовкой собственных кадров.
Так, образование без отрыва от производства, относящееся к внутреннему, может осуществляться в рабочей обстановке, когда ученик пользуется рабочими инструментами и оборудованием. Например, организация обучения персонала на рабочем месте используется при стажировке, когда производительность обучаемого сотрудника является частичной.
Внешнее обучение, с отрывом от производства, чаще всего проводится с участием специализированных учебных инструментов и упрощенного оборудования. Такое обучение производится в различных обучающих центрах.
Наиболее распространенные методы обучения персонала на рабочем месте:
- Метод направленного опыта, подразумевающий профессиональное обучение по индивидуальному плану, в соответствии с целью данного обучения.
- Метод производственного инструктажа, предоставляющий общие принципы введения в профессию, а также этапы адаптации и знакомства сотрудника с рабочим окружением.
- Метод перемены рабочего места. Его сущность состоит в приобретении знаний и навыков благодаря постоянной перемене рабочего места, что обеспечивает понимание разных направлений деятельности компании. А внутрифирменное обучение персонала помогает провести разработанная обучающая программа для специалистов молодого возраста.
- Метод, использующий наставничество, признан одним из наиболее эффективных способов, которые может предложить система обучения персонала на предприятии. Плотное общение наставника с обучаемым сотрудником помогает постоянно контролировать качество обучения и корректировать процесс, если того требует ситуация.
Методы профессионального обучения персонала вне рабочего места также вполне успешно справляются с поставленными задачами, при этом используя элементы образования в группах, с участием привлеченных специалистов. Основные из них:
- Лекции. Использование этого пассивного метода предполагает посещение лекций и семинаров обучающимся сотрудником и получение теоретических знаний по профессиональной тематике.
- Программные обучающие курсы позволяют получать теоретические знания посредством более активных, чем лекции, методов.
- Посещение конференций, экскурсий, встреч с руководством является способом активной формы обучения, позволяющей участвовать в обсуждениях и нарабатывать варианты поведения в разного рода ситуациях.
- Обучение для управленческого персонала, основанное на решении практических задач самостоятельно, что позволяет использовать полученные знания из теории и практики для развития навыка конструктивных решений производственных интересов.
- Деловые игры предполагают получение поведенческого навыка в разнообразных ситуациях при проведении переговоров. Сюда же можно отнести участие в тренингах, которые обеспечивают сугубо практические подходы к обучению персонала, используя ежедневные тренировки того или иного навыка или умения для повышения профессионализма в выбранной области.
Следует отметить, что проверить качество обучения не всегда легко. Так, затраты на внутреннее обучение сложнее поддаются оценке со стороны, чем затраты на обучение вне рабочего места. А выгоды в финансовом эквиваленте гораздо более очевидны при образовании на рабочем месте, при наличии материальных результатов труда, ведь всегда проще оценить результат по количеству бракованных изделий или количеству недовольных обслуживанием посетителей. В подобных случаях совершенствование системы обучения персонала происходит значительно быстрее и проще.
В целом же, выбирая методы обучения, есть необходимость учитывать не только возможности предприятия, но и множество других факторов, например стоимость, сроки, квалификацию преподавателей или наставников.
Одним из важнейших направлений, которые предполагает образовательная программа компании, является определение потребности в обучении персонала. От этого показателя зависит степень эффективности затрат и получение качественных результатов в последующей деятельности сотрудников.
Как правило, выявление потребности в обучении производится аналитическим путем на основании бизнес-плана, который может показать приоритеты для максимально эффективной работы предприятия. Так, система обучения персонала в организации складывается из потенциальных планов предприятия выходить на новый рынок или выпускать новую продукцию. Таким образом, определение потребности в обучении персонала будет зависеть от наличия у сотрудников необходимых контактов и технического опыта, знания отличительных особенностей нового рынка, способности продать новый продукт.
К этому моменту понадобится определиться с общими стратегиями, на которые будет направлено обучение персонала на предприятии. Сферы для анализа данных могут быть посвящены разным темам:
- управлению кадровыми ресурсами и анализу текучки кадров;
- анализу организации и эффективности рабочих процессов, в том числе потерь рабочего времени;
- анализу профессиональной подготовки сотрудников и эффективности их работы;
- анализу вопросов производства продукции, объемов продаж, а также уровня финансовых и качественных показателей.
Когда будет определена область предполагаемых усовершенствований, понадобится максимально конкретно определить задачи по каждому из направлений. Лучше всего будет отобразить желаемые результаты от обучающего процесса в виде конкретных показателей для работников той или иной области. Конечно, не всегда можно выразить результаты обучения в виде конкретных показателей, но необходимо установить четкие критерии, по которым будет понятно, что качество обслуживания, к примеру, стало лучше.
Что такое обучение вне рабочего места?
Обучение вне рабочего места относится к методу обучения, при котором сотрудники узнают больше о своей работе или последних достижениях в своей области в месте, удаленном от их рабочего места. Этот тип обучения существенно помогает сотрудникам выполнять свою работу более эффективно. В отличие от обучения на рабочем месте, внерабочее обучение может проходить рядом с рабочим местом или где-то еще дальше, например, на курорте или в учебном центре. Когда работодатели проводят обучение вне рабочего места, это помогает свести к минимуму отвлекающие факторы, что позволяет сотрудникам полностью сосредоточиться на изучаемом материале.
Во время этого типа обучения сотрудники выражают свои взгляды и мнения и изучают новые идеи, которые можно использовать на рабочем месте. Перед завершением обучения сотрудники обычно получают оценку в той или иной форме. Например, они могут получить оценку, проверяющую их понимание знаний, которым их научил инструктор во время обучения без отрыва от производства. Оценка измеряет эффективность и участие каждого стажера.
Обучение без отрыва от работы
Повышение квалификации сотрудником является одним из видов ученичества (ч. 5 ст. 196, ч. 1 ст. 198 ТК РФ).
Если сотрудник проходит обучение без отрыва от работы, то учреждение обязано выплачивать работнику заработную плату в соответствии с трудовым договором за время работы (пропорционально отработанному времени) и стипендию, если это предусмотрено соглашением, за время учебы. Размер стипендии определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации. При этом стипендия не может быть меньше 1 МРОТ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
Рекомендация: Как заключить ученический договор
«Стороны ученического договора
Организация может заключить два вида ученического договора – на переобучение специалиста и на профессиональное обучение.*
Договор на профессиональное обучение можно заключать как с сотрудниками, состоящими в штате организации, так и с гражданами, ищущими работу (соискателями). Договор на переобучение заключается только с сотрудниками организации.
Об этом говорится в статье 198 Трудового кодекса РФ.
Время обучения
В процессе обучения можно освободить сотрудника от работы. Однако допускается обучение и без отрыва от работы (ч. 1 ст. 198 ТК РФ).*
По общему правилу время обучения и работы в совокупности не должно превышать 40 часов в неделю (ст. 91, 203 ТК РФ). Однако из этого правила есть исключения. Например, время обучения и работы сотрудника не может превышать 35 часов, если:
возраст сотрудника от 16 до 18 лет;
обучающийся сотрудник является инвалидом I или II группы.
Если ученику еще не исполнилось 16 лет, то время его обучения и работы не может быть более 24 часов в неделю. Об этом сказано в части 1 статьи 92 Трудового кодекса РФ.
Взыскание средств с работника
Взыскание с работника расходов за полученную им ранее образовательную услугу возможно лишь в том случае, если он расторгает трудовой договор без уважительной причины. Это правило установлено в статьях 207 и 249 ТК РФ. Но в нормативно-правовых актах не уточняются причины, которые можно считать уважительными, а потому такие нюансы определяет практика судебных органов. Уважительными причинами для прекращения сотрудничества считаются:
- сокращение штата или численности работников;
- сотрудник не может продолжать выполнение должностных обязанностей по состоянию здоровья, о чём свидетельствует медицинское заключение, а наниматель не имеет возможности предложить ему подходящее место работы;
- призыв специалиста на срочную военную службу.
К неуважительным причинам относятся виновные действия работника (различные нарушения трудовой дисциплины, например, прогулы), а также его собственное желание.
Как оформить сотрудника на учебу
Организацией (именно ею, а не сотрудником) должен быть подписан договор с образовательным учреждением. В подобном договоре указывается вид образовательной услуги. В данном случае речь идет о профподготовке, повышении квалификации либо переподготовке. Также проставляется срок обучения и его стоимость. К договору обычно прилагают копии учебной программы и лицензии образовательного заведения.
Оформление учебы сотрудника ведут путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. В нём проставляется наименование специальности либо уровень квалификации, получаемые работником по результатам учебы, перечисляются планируемые к освоению профессиональные навыки, указывается порядок, в котором будет оплачиваться рабочее время, если проведение занятий предполагается по будням.
Дополнительное образование детей
В России работает множество учреждений, предоставляющих услуги допобразования дошкольникам и школьникам. Главные цели – расширение кругозора ребят, углубление их знаний, формирование творческого потенциала и помощь в дальнейшей профориентации.
Обычно для допобразования выбираются профили, обучение по которым не входит в школьную программу: например, хореография, шахматы, дизайн, сценическое искусство. Как правило, учебу организуют в секциях и кружках бюджетных учреждений дополнительного образования. Для родителей допобразование детей становится еще удобнее, если оно осуществляется на базе школы – в исследовательских клубах, творческих лабораториях, хобби-центрах. В таком случае ребенок получает все знания в одном месте, и его не нужно возить на другие занятия после уроков.
В некоторых регионах России уже ввели именные сертификаты на бесплатное допобразование детей. Их получатель в возрасте от 5 до 18 лет может учиться за счет государства в любом учреждении дополнительного образования по любой программе. Сертификат выдается любой семье по заявлению от родителей. В дальнейшем модель должны использовать по всей стране.
Давайте определимся с формой обучения персонала: краткосрочное либо долговременное, групповое либо индивидуальное. Чему лучше отдать предпочтение организации?
Краткосрочное имеет свои преимущества: цена и экономия временных ресурсов. Но результат такого обучения персонала не всегда может впечатлить.
Долговременное требует намного большее количество трудозатрат, однако зачастую оказывается более полезной для организации.
Индивидуальное, алгоритм обучения помогает сфокусироваться на каждом работнике и донести максимум информации с учетом персональных потребностей.
Групповое предоставляет возможность практиковать работу персонала в команде.
Учеба с частичным отрывом от производства
Сама возможность совмещать обучение и работу указана в ст. 203 ТК РФ. За фактически отработанное время сотрудник получает зарплату, а за время обучения — средний заработок. Если для сотрудника в организации введен суммированный учет рабочего времени, расчет оплаты не вызовет сложностей. Если нет, вы можете сами определить, как рассчитать средний заработок, поскольку нормативными актами вопрос не урегулирован.
Второй вариант оплаты — заключить ученический договор и выплачивать стипендию.
Как быть, если рабоче-учебный день превышает норматив? Если после рабочего дня сотрудник едет на лекции? Снова вспоминаем ст. 91 ТК РФ о норме рабочего времени — продолжительность учебы и работы не должна ее превышать.
В такой ситуации тоже нет единого решения. С одной стороны, можно руководствоваться ст. ТК РФ, которая обязывает организацию оплачивать сверхурочную занятость. Если приравнять учебу по направлению работодателя к трудовой деятельности, расчет следует вести по ст. 152 ТК РФ: за первые два часа сверхурочной занятости не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном.
Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 ТК РФ). Если работник обучается без отрыва от работы, то есть не освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей на срок обучения, то ему должен выплачиваться установленный трудовым договором заработок в полном объеме.
В том случае, когда работнику в связи с обучением установлен режим неполного рабочего времени, заработная плата начисляется ему пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного им объема работ (часть вторая ст. 93 ТК РФ). В соответствии со ст. 199, ст.
Преимущества обучения на производстве:
Практичность: Учеба на производстве позволяет учиться на реальных примерах, что делает знания более практичными и применимыми. Возможность работать с настоящими клиентами, участвовать в реальных проектах и использовать реальные инструменты позволяет лучше понимать теоретические аспекты и научиться применять их на практике.
Опыт работы: Обучение на производстве дает возможность студентам получить опыт работы, что является важным фактором при поиске работы в будущем. Работа на производстве позволяет получить навыки, необходимые в будущей профессии, а также познакомиться с принципами работы в условиях реальной команды.
Лучшие возможности для трудоустройства: Студенты, получающие образование на производстве, имеют лучшие шансы на трудоустройство. Работодатели предпочитают брать на работу людей, имеющих опыт работы и практические знания. Обучение на производстве может дать студенту преимущество при трудоустройстве, поскольку оно позволяет получить реальный опыт работы.
- Сокращение времени обучения: Обучение на производстве позволяет сократить время обучения. Так как студенты изучают реальные кейсы и применяют навыки на практике, они могут быстрее усвоить материал и пройти программу обучения.
- Разнообразие программ: Учеба на производстве доступна в различных направлениях и предлагает разнообразные программы обучения, которые могут соответствовать нуждам каждого студента. Например, можно выбрать программу с выходом на работу после окончания обучения.
Обучение наемного персонала
Любой наниматель заинтересован в обучении персонала. Субъекты хозяйствования самостоятельно определяют формы и методы обучения наемного персонала (ТК РФ, ст. 196).
Кадровые подразделения, совместно с другими отделами и управлениями внутри компании разрабатывают наиболее подходящие методы и продолжительность учебы для каждой категории работников.
После того, как разработана наиболее подходящая для нужд бизнеса система актуализации знаний и навыков персонала, ее общие положения закрепляют в локальных нормативных документах. Например, в кадровой политике.
Также можно внести необходимость повышения квалификации или переобучения в коллективные соглашения с работниками.
Систему обучения персонала нужно согласовать с представителями наемного персонала.
Это связано с тем, что актуализация трудовых навыков и знаний является одной из необходимых составляющих трудовых взаимоотношений. Построение системы обучения персонала не должно дискриминировать обучающихся сотрудников по отношению к остальным работникам, их права должны быть защищены.
В зависимости от нужд бизнеса организовать обучение можно как с отрывом от производства, так и без него.
Без отрыва от выполнения трудовых обязанностей организуют обучение вновь принятых работников (наставничество, ученичество), проводят ознакомление с новыми технологиями или методами ведения производства, нововведениями в различных сферах и т. д.
Суть такой методики обучения состоит в том, что получение новых навыков и знаний происходит на рабочем месте, одновременно с выполнением трудовых обязанностей. Для обучения используют механизмы, инвентарь и программы, которыми работник пользуется в повседневной деятельности.
Например, компания обновляет программное обеспечение для ведения бухгалтерского и налогового учета. Представители фирмы-разработчика ПО приходят в бухгалтерию и обучают сотрудников использованию нового программного продукта.